Не первый год будоражит общественность области, чиновников и представителей бизнеса состояние дел второго человека в региональном парламенте и в областном отделении «Единой России». Сегодня самое крупное предприятие, которые занимается дорожным строительством в регионе, находится в стадии банкротства, однако, благодаря связям и влиянию его учредителя, пока на плаву…
Но это до поры до времени, считают корреспонденты одного из свердловских сайтов. Как полагают бывшие партнеры и нынешние кредиторы, которым фирма Юрия Карликанова задолжала более миллиарда рублей, сейчас предприятие преднамеренно банкротят, а финансовые активы выводят в оффшорные зоны.
Информацию о положении дел в компании не может получить даже арбитражный управляющий, которого назначил Арбитражный суд. На заявления пострадавших от деятельности фирмы следствие тоже не реагирует, потому что следователи очень часто меняются, а объем материалов по делу, являясь очень значительными, требует скрупулезного знакомства.
Инициатором банкротства монополиста на рынке дорожного строительства стало в Челябинске Брединское ДРСУ «Дорожник» в мае 2014 года. На тот период ПКО «ЧелСИ» Юрия Карликанова задолжало дорожникам более 50 миллионов рублей, за которые они судились несколько лет, но безуспешно.
По мнению дорожников, Юрий Карликанов выводит имущество и финансы компании в офшор, чтобы не исполнять решения Арбитражного суда. Кроме того, они жалуется на давление, которое на них оказывают:
«На меня, как директора предприятия, оказывает давление через органы ГУ МВД Челябинской области. Все это только подтверждает, что Карликанов, используя свое служебное положение и деньги, не собирается исполнять требование ООО «Дорожник», писал директор ООО «Дорожник» Анатолий Сидоренков.
Дорожно-строительная империя Юрия Карликанова появилась на свет в 1999 году с запуска под Челябинском асфальтобетонного завода. К концу 2015 года среди активов Юрия Карликанова значились три асфальтных, два бетонных завода, два завода по производству тротуарной плитки и бортового камня, завод по производству строительных смесей, завод по производству железобетонной отделки для метро, завод по производству железобетонных труб, агентство недвижимости, крупный офисный центр «Челябинск-сити» (здание высотой 23 этажа), несколько фирм по проведению дорожных работ, охранное предприятие, и даже питомник, в котором разводят немецких овчарок.
Далее журналисты ystav.com приходят к довольно спорному и громкому выводу:
«Похоже, что все это время семья видного челябинского единоросса и вице-спикера областного парламента только и занималась тем, что осваивала бюджетные деньги и «кидала» своих субподрядчиков. Пользуясь своим влиянием, и тем, что генеральным директором «ЧелСИ» являлась дочь министра строительства региона Виктора Тупикина Марина Таукаева, Юрию Карликанову и его сыну Денису Карликанову удавалось получать выгодные подряды на строительство и ремонт автодорожной сети в муниципальных образованиях области».
Далее, по мнению независимых журналистов, схема освоения средств была отработанной и знакома строителям не только в Челябинске. Монополист активно использовал субподрядные организации. Весной 2013 года руководство ООО «Дорожник», обманутое на 50 миллионов рублей, направило на имя полпреда в Уральском федеральном округе и в правоохранительные органы заявление, в котором обвиняло депутатское семейство в мошенничестве.
«Компания «ЧелСИ» со всеми работает примерно одинаково: выигрывает конкурс на выполнение работ, передает контракт субподрядчику, получая комиссионные в размере 10% от общей суммы. Еще прописываются штрафные санкции в размере от 10% и более за низкое качество работ. Далее работа выполняется, объект сдается, «Челси» получает полную оплату и перечисляет субподрядчику его долю».
Информацию о неприглядной деятельности одного из главных челябинских единороссов, его сына, и партнера в министерском кресле публиковал в своем блоге известный в Челябинске журналист и политолог Александр Подопригора:
«Возможно, Тупикин прямо причастен к хищению десятков миллионов бюджетных рублей. В одном только случае 115 млн рублей ушли из бюджета области через компанию «Челси», контролируемую Карликановым и его родственниками. Но половина их, как это часто у нас бывает, «растворилась» по дороге, не дойдя до конкретных исполнителей».
Конкретные исполнители не захотели терять честно заработанные деньги и обратились в Арбитражный суд. Тогда семейство Карликановых и Тупикиных решило их наказать. Юрий Карликанов отказался платить дорожникам оставшиеся по контракту 50 миллионов рублей. Более того – в суд был подан встречный иск о взыскании штрафа за некачественное выполнение строительных работ. «ЧелСИ» собиралось отсудить у дорожников 111 миллионов рублей. В доказательство были приведены заключения экспертов.
ООО «Дорожник» потребовало назначить независимую экспертизу, но ходатайство отклонил суд. Между тем, как пишут местные СМИ, забракованную экспертизой дорогу «Кизильское-Бреды-Мариинский-граница Казахстана» уже давно эксплуатируют российские и казахские автомобилисты, и особых жалоб на качество не поступает.
Во всей этой истории обращает на себя внимание главный вопиющий факт – фирма Юрия Карликанова получает из областного бюджета, а конкретно от министерства строительства полную сумму на оплату работ, комиссия того же министерства принимает эти работы в полном объеме, а потом работы признаются некачественными. В результате страдает честно работающее предприятие и его сотрудники.
Что характерно – ситуация с ООО «Дорожник» – не единственная конфликтная ситуация, которая возникла у компании вице-спикера с дорожными строителями. Точно также Юрий Карликанов «кинул» еще целый ряд предприятий – среди них ООО «Уральская строительная компания» – на 120 миллионов рублей, магнитогорские ООО «Энергетическая строительная компания» и ЗАО «Южуралавтобан», «Челябстройторг». К Карликанову и его компании имеют претензии чесменское ДРСУ, МУП «УЖКХ» Златоуста требует устранить недостатки по муниципальному контракту на ремонт дорог стоимостью 189 миллионов рублей, копейское МУ «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» намерено взыскать с «ЧелСИ» более 4 миллионов рублей.
Брединские дорожники считают Юрия Карликанова и его сына мошенниками, Арбитражный суд косвенно признал их позицию, и наложил на имущество «ЧелСИ» арест в пользу ДРСУ:
«Запретить ООО «Стройкомплект» производить отчуждение, передавать в залог, в уставный капитал или совершать иные сделки, влекущие прекращение права собственности или возникновение обременений в отношении имущества стоимостью не более 51,831 млн рублей», - сказано в определении суда, опубликованном на сайте.
Однако, читатели челябинских независимых СМИ, очевидно, знакомые с ситуацией не считают, что на этом можно ставить точку.
Вот ремарка с одного из форумов:
Игорь: «Челябинск сити продали еще в 2012 на Кипр Лимасол (ИНТЕРРОКС ЛТД) конечно же себе, под это и перекредитовались в АльфаБанке. Налоги не платят, если договориться с налоговой Центрального района пусть проверят УК Челябинск Сити (старая с 2007, если ее еще не «утопили»), много будет интересного))!! поступления в бюджет обеспечены только срок до 31.12.15 дальше исковая давность».
По данным СПАРК, у Юрия Карликанова в бизнесе 86% акций, но сам он, между тем, заявляет, что никакого отношения к нему имеет:
«Я передал все дело другим людям. Звоните в УК «ЧелСИ», – заявил вице-спикер журналистам. – Я не в курсе нынешней судебной ситуации. Когда начинал это дело, точно не хотел такого финала».
И это – история только одного эпизода в скандальном бизнесе вице-спикера областного парламента Юрия Карликанова и его семьи. Между тем в Арбитражный суд Челябинской области было подано не менее полутора десятков исков от других пострадавших, около десятка заявлений в органы внутренних дел, где раскрываются факты мошенничества. Многие пострадавшие даже объединились для совместных действий, но единственный выход из сложившегося в борьбе с всесильным чиновником видят только в привлечении к участию в этом процессе авторитетных банков, которым компания Юрия Карликанова тоже должна внушительную сумму:
«Не исключено, что ситуация сдвинется с мертвой точки, когда в рамках дела о банкротстве «Стройкомплекта» будут подтверждены требования таких влиятельных структур, как «Сбербанк», «Альфа-банк» и «Челябинвестбанк», которым компания Карликановых в общей сложности должна около полумиллиарда рублей. Вряд ли банки что-то смогут взыскать либо арестовать – у Карликановых все перекрыто кредитами и залогами, но смогут добиться возбуждения уголовного дела по фактам мошенничества».
Таким образом, резюмируя ситуацию с Карликановым, сайт ystav.com приходит к заключению, что очередной вице-спикер Челябинского Заксобрания является весьма мутным неоднозначным персонажем. И именно с таким бэграундом Челябинские единороссы идут на выборы. Вытащат ли? Возможно и нет... и тут опять возникают вопросы уже не только к Заксобранию, но и к Губернатору Дубровскому.