Таким памятником зарождения магнитогорского рынка недвижимости «торчат» на улице Российской поселка Спасский Верхнеуральского района чуть больше десятка двухэтажных домов. Домов, получить квартиры в которых работникам совхоза-миллионера «Приуральский» когда-то было великим счастьем.
Однако в перестроечные годы жители разрушающегося крестьянского хозяйства начали искать лучшей доли. А с началом приватизации 1992 года население и вовсе «потекло»: одни на север за длинным рублем и талонами на машину, другие – на Кубань, где трудолюбивым крестьянам все-таки прокормить себя легче.
Ситуацией воспользовались «черные риэлторы» из Магнитогорска. Они зашли в поселок, один из самых близких к городу. И начали скупать за бесценок (по магнитогорским меркам) освобождающиеся квартиры. Селяне, не приученные к большим деньгам (заработки-то на селе всегда были копеечные) и трясущиеся от страха перед сделкой, были рады этим великим «благодеятелям». И, получив причитающиеся от продажи средства, покидали поселок.
А уже следующим этапом схемы «риэлторов» было получение вожделенных дорогих метров жилья в Магнитогорске. По жэковским наводкам они находили в Магнитке одиноких стариков, отпетых алкоголиков и просто пьющих людей. Уговаривали их переехать в замечательное благоустроенное жилье. Обещали холодную и горячую воду, центральное отопление, ванну, хотя в части спасских домов изначально полное благоустройство и предусмотрено не было.
Посредники быстро оформляли «куплю-продажу», а нередко и просто обмен. И пока клиент не успевал опомниться, вывозили его в Спасск. В некоторых квартирах прописывали по 8-9 человек. Пропащим людям все равно, а «риэлтору» – экономия.
Дальше события сомнительных сделок развивались по двум сценариям. Одинокие старики с нотариальными договорами на руках, не оформленными в регистрационной палате, начали умирать. У одних объявлялись наследники, забирали договора купли-продажи – и растворялись. У других – и вовсе никто в наследство не вступал. А сильно пьющие люди, поскитавшись по поселку месяц-другой, собирали шмотки и возвращались в Магнитогорск. На сельских-то помойках не пропитаешься – все съедобные отходы крестьяне скармливают своей скотине.
Квартиры, с одной стороны, освобождались. А, с другой стороны, у каждой из них были законные хозяева. Спасские коммунальщики продолжали обслуживать жилье, но суммарная плата за услуги сокращалась с геометрической прогрессией. Не было средств ни на содержание, ни на текущие ремонты. О капитальных ремонтах и вовсе говорить не приходится. Постепенно разрушались системы тепло- и водоснабжения, почти перестала функционировать центральная канализация.
Нельзя сказать, что администрация и ЖКХ ничего не предпринимала. Пытались заселять опустевшие квартиры, чтобы люди самостоятельно содержали жилье. Но как только новые жильцы ремонтировали квартиру – откуда ни возьмись, появлялись собственники или их наследники и отсуживали имущество. Такая вот загадка природы.
Постепенно плюнули на разрушающиеся временем и вандалами 12 домов, ведь
13-й дом уже был снесен как аварийный. И пустили все на самотек. Однако приступивший к деятельности полтора года назад глава Спасского поселения Сергей Устинов начал «раскручивать» это колесо вспять, приводя жилой фонд в соответствие.
Сначала проанализировали ситуацию, пройдя каждую квартиру. Выяснилось, что на данный момент из 236-ти квартир в оставшихся 12-ти двухэтажных домах пустует 111. Три дома опустошены полностью, в четвертом заняты только две квартиры. Остальные дома заселены наполовину. Есть вполне ответственные квартиросъемщики, которые совместно с ЖКХ восстанавливают водопровод, содержат свое жилье в относительном порядке. Но таких минимум.
Глава понимает, что в бюджете поселения нет и не будет средств на восстановление домов, почти все квартиры которых имеют частных владельцев. И сегодня есть только единственная возможность вернуть в строй эти дома – войти с ними в федеральную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД), которая сейчас начала действовать в стране.
Но туда войдут только те дома, которые начинают обживаться, и люди начинают платить отчисления на капитальный ремонт региональному оператору программы МКД – по 6.70 рублей за 1 кв.метр общей площади. К примеру, для однокомнатной квартиры площадью 32 кв. м эта плата составит около 200 рублей в месяц.
– В местный бюджет эти жильцы за квартиру платить ничего не будут, – уточняет Сергей Устинов, – а будут платить напрямую региональному оператору, чтобы войти в программу капремонтов.
Для того чтобы дома заселить, в первую очередь, разыскиваются хозяева жилья или их наследники. Дело это оказалось чрезвычайно сложным, потому что большинство сделок вообще не проходило через регистрационную палату. Но практика показала, что данные сделки суды признают действительными. Так что разыскивать хозяев все равно придется. Но обнаружить следы большей часть владельцев жилья вообще не представляется возможным.
А при обращении в регистрационную палату Магнитогорска стало известно, что дома с улицы Российской из Спасска переживают новую волну махинаций с недвижимостью. Часть квартир уже были неоднократно перепроданы по материнскому капиталу людям, которые никогда здесь не появлялись и в глаза эти квартиры не видели. Такая вот теперь работает схема обналичивания материнского капитала.
Хочется предостеречь магнитогорцев, которым по разным причинам предлагают спасские квартиры: не приобретайте кота в мешке. А если вы действительно нуждаетесь в жилье и готовы поехать в сельскую местность, обратитесь в администрацию.
– Нам известны хозяева ряда квартир, – заверяет глава Спасского поселения. – Мы подскажем, по какому адресу они проживали. Скорее всего, вы сможете перекупить у них данное жилье по очень сходной цене. Или вообще вам передадут его в собственность.
Стены есть. Достаточно вставить окна, двери, завести тепло и электричество – и можно жить. Рядом – школа, детский сад, амбулатория. А если имеются хозяева, которые готовы отказаться от собственности, администрациия тоже готова забрать квартиры в муниципальную собственность, чтобы потом отдать их по договору социального найма желающим. Людям, которые приедут и будут готовы обустроить жилье.
– Сейчас вот еще одну квартиру выдаем, – рассказывает комендант ЖКХ поселка Спасский Е. Галимова. – Бывшая владелица приехала сюда, купила квартиру, а через 10 дней умерла. Не успела даже зеленку получить.
С тех пор прошло уже пять лет. Было выяснено, что по истечении шести месяцев не было открыто наследство. Наследники не объявились. Из ЗАГСа взяли справку о захоронении. И администрация приступила к оформлению данной квартиры в муниципальную собственность. Таких сейчас пять квартир, в которых ситуацию хоть как-то удалось выяснить. А сколько там еще хозяев в Магнитогорске и живы ли они – никто не знает.
P.S. Администрация сайтов «Первый Верхнеуральский» и «Верстов.Инфо» обращается к чести магнитогорского сообщества риэлторов: если у вас есть возможность оказать правовую консультацию администрации Спасского поселения для восстановления жилого фонда поселка, мы будем вам благодарны. И готовы в дальнейшем рассказать об этом на наших интернет-ресурсах.